Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 12.05.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МБОУ "СОШ№24" город Новошахтинск Ростовская область

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2011 » Декабрь » 8 » К юбилею М.В.Ломоносова
11:40
К юбилею М.В.Ломоносова
Разработка Душиной Ларисы Владимировны
(уполномоченной по правам ребенка, зав. библиотекой МОУ "СОШ №24")

Устный журнал:
 «М.В. Ломоносов –  самая яркая народная слава»



Цели:
-    Ознакомление учащихся  с жизнью М.В.Ломоносова,  его вкладом в      развитие  науки  и просвещение русского народа.
-    Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
-    Патриотическое воспитание учащихся на примере великого соотечественника.
Оборудование: 1) Презентация  «М.В. Ломоносов»
                            2) Книжная выставка «Великий ученый и просветитель  русского народа».

Ход мероприятия


1 страница. Детство и юность М.В. Ломоносова.

 Ученик 1: 300 лет назад (в ноябре 1711 года) в маленькой северной деревне Мишанинской, расположенной на одном из островов Северной Двины, неподалеку от г. Холмогоры, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны родился  сын Михаил. Поморами их называли потому, что они плавали по морю, ловили рыбу и добывали морского зверя: тюленей и моржей.
Михайло рос здоровым, сильным и любознательным. Когда ему исполнилось 9 лет, отец стал брать его с собой в море, он помогал взрослым ставить и вытаскивать сеты, разделывать и засаливать рыбу, а еще он любил задавать вопросы, ответы на которые не мог найти.
Он быстро научился читать и писать, помог ему в этом сосед, знавший грамоту и деревенский дьячок, он прочитал все книги в своей деревне, а больше всего ему понравились «Арифметика» и «Грамматика». Эти книги он впоследствии назвал «вратами своей учености».
Когда Михайлу исполнилось четырнадцать лет, односельчане уже обращались к нему, если нужно было написать или подписать деловую бумагу. Он писал грамотно и уверенно, хотя еще не очень чисто.
Мать Михайла умерла, когда ему шел девятый год. Василий Дорофеевич женился второй раз. Но вторая жена вскоре умерла. Тогда он женился третий раз, мачеха невзлюбила пасынка и между ними началась глухая вражда.  Она с усмешкой говорила мужу о том, что Михайло много читает, хочет быть умнее отца. Василий Дорофеевич по натуре  был человек добрый и не любил ссор. Он не видел ничего плохого в том, что сын читает церковные книги, ведь в ни дьячки, ни в монахи он не собирался, а другим деревенским ребятам не уступал ни в силе, ни в уменье трудиться. Василий Дорофеевич говорил жене, что придет время, парень женится, обзаведется семьей и с пути не собьется.
А Михайло думал о другом. Чем больше он узнавал из книг, тем больше хотелось учиться в настоящей школе. Одна из них находилась в Москве – Славяно-греко-латинская академия. Отец не дал согласия на  его учебу, и когда однажды в разгар зимы, мимо деревни проходил обоз торговцев рыбой, он на лыжах догнал обоз и вместе с ними отправился в Москву. Ему было 19 лет. Началась самостоятельная жизнь.
Академия размещалась в  Заиконоспасском монастыре в Китай-городе. Крестьянских детей не принимали, и он назвался сыном дворянина. Зачислили его в младший класс, где учились самые маленькие, так как он не знал ни одного слова на латыни. Мальчики смеялись над ним, называли болваном, т.к. в 20 лет пришел учиться.  Ломоносов мог легко прекратить насмешки. У него были широкие плечи и тяжелые кулаки. Школьники вскоре перестали посмеиваться над ним, и не только потому, что такие шутки могли плохо кончиться: Ломоносов стал учиться так, что удивил товарищей. За один год он изучил программу 3-х классов и научился сочинять стихи на латинском.
Учиться было трудно – классы холодные, сырые, полутемные. Ему было холодно и голодно, но он не бросил учебы. Вот как об этом  вспоминал Ломоносов: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил».
Однако на свои вопросы ответов не нашел, пришлось еще несколько лет учиться. В числе лучших двенадцати учеников за хорошую учёбу был отправлен в Петербург и продолжил обучение в гимназии при Академии наук.  И еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. Пять лет он учился в Германии, по возвращении  стал работать в Петербургской академии наук.

2 страница. Ломоносов – наш первый университет.

Ученик 2: Еще во время первых заграничных поездок возникли у молодого русского царя Петра I мысли об учреждении в России Академии наук. Чтобы просвещение вошло в плоть народа, ему нужны свои Коперники и Галилеи, чтобы на своей национальной основе развивать культуру, понятную широкому кругу современников. Приглашенные царем иноземцы в большинстве своем честно выполняли принятые на себя обязательства, но от них нельзя ждать подвижничества во имя чужого народа и чужой страны.
Методы работы пришлых  специалистов, результаты, описанные на разных языках, оставались непонятными большинству русского народа. Даже первые переводы этих работ оказались не менее темными, чем оригиналы. В русском языке того времени не только отсутствовала терминология; не существовало даже самого научного строя языка, на котором можно было излагать понятия естественных наук.  Русские риторы понаторели в богословских спорах и обличиях в борьбе против остатков язычества, но естественно, точного языка выработано не было. Следовало, прежде всего, реорганизовать язык, сделать его пригодным для светской науки.
Можно выдумать порох, открыть планету, вывести новую формулу, но только гении способны научить людей думать по-иному, по новому,  сменить их представление об окружающем мире, создать новое мировоззрение. Одним из них был гений Ломоносов.
Творчество его невероятно многогранно. Он занимался физикой и химией, химической технологией и приборостроением, он был знатоком горного дела, стекольного и керамического производства, хорошо знал геологию и  минералогию, оптику и астрономию, занимался метеорологией, географией, историей и экономикой, филологией и поэзией. С его именем связано развитие в нашей стране материалистической философии. По образному выражению А.С. Пушкина, Ломоносов  был поистине «первым нашим университетом».
По совету и проекту М.В. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт университет, ставший затем одним из основных очагов русского просвещения и науки.
Ломоносов настоял, чтобы в Московском университете лекции читались по-русски. Он всю жизнь трудился над созданием русской научной терминологии. Многие из введенных им терминов сохранились и до наших дней.
Ломоносов сумел добиться права поступления в Московский университет для представителей всех сословий – огромной заслугой ученого было то, что он всегда выступал за общедоступность образования. Обосновывая такой подход, он писал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды».
Идеи содействия развитию мировой науки, идеи возвышения национального гения России, положенные М.В.Ломоносовым в основу становления Московского университета, нашли свое дальнейшее продолжение. И сейчас научные достижения МГУ особенно велики в тех отраслях знания, где сложились, функционируют и развиваются крупные научные школы, фундамент которых был заложен еще Ломоносовым.


3 страница. Талант Ломоносова.

Ученик 3: Каждый крупный  ученый оставляет потомкам свои труды. Но поучителен бывает и его нравственный облик, его жизненная позиция.
Современники вспоминали о Ломоносове как о человеке «великого разума, высокого духа и глубокого учения».  Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий. Он говорил так: «Всяк человек требует себе от трудов упокоения: для того, оставив настоящее дело, ищет себе… препровождения времени картами… и другими забавами, а иные и табачным дымом, от чего я уже давно отказался затем, что не нашел в них ничего, кроме скуки». Ломоносов писал также: «Мне на упокоение от трудов, которые я на собрание и на сочинение «Российской истории» и на украшение российского слова полагаю, позволено будет в день несколько часов времени, чтобы их вместо бильярду употребить на физические и химические опыты, которые мне не токмо… вместо забавы, но и движение вместо лекарства служить имеют…»
Жизненный подвиг Ломоносова вызывает изумление. Трудно даже перечислить те области знания, в которые внес решающий вклад сын помора, великий ученый-энциклопедист – естествоиспытатель, философ, поэт, историк, художник, общественный деятель.
Он организовал первую в России химическую лабораторию (химия), развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества (физика), создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, опубликовал руководство по металлургии, является автором трудов по русской истории, подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.
Гений Ломоносова опередил свой век. Его научные взгляды настолько современны, и изложение их настолько свежо, что при чтении их мы забываем, что два с половиной века отделяют нас от того, кто может быть назван «отцом физической химии».
Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова. «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Личные симпатии Ломоносова видимо склонялись к физике и химии; но его ученый гений одинаково блистательно сказывался и в таких его трактатах, как "Слово о происхождении света" (1756), "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих" (1753), и в "Русской Грамматике" (1755) или в трактатах чисто публицистического характера.
При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него, в известной степени, побочными: его главной специальностью было естествознание.  Ломоносовым разработаны два основных вопроса физики: о сущности тепла,  и о газообразном состоянии тел.  Он интересовался грозами, метеорологией, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы… В последние годы жизни он посвящает исследованию силы тяжести при помощи маятников; пишет большое руководство ученого мореплавания с многочисленными новыми приборами; составляет диссертацию о ледяных горах; снаряжает морскую экспедицию для изучения северных морей. Наконец, он делает замечательное открытие даже в астрономии: при прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой.
Все научные труды Ломоносова при всей высоте своего теоретического содержания, имели и ближайшее, чисто практическое приложение. Свою «науку» Ломоносов старался обратить, прежде всего, и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и российского народа.
Так, например, обобщая опыт предшественников и свой личный, Ломоносов стремился найти средства, помогающие сохранить здоровье людей. В работе «Первые основания металлургии или рудных дел» (1741) он предлагал конкретные меры для облегчения тяжелых условий труда в шахтах. Считал необходимым создать искусственную вентиляцию, разработал систему естественной вентиляции и ряд приспособлений для безопасного труда, придумал специальную защитную одежду, предлагал создать места отдыха в шахтах, ввести семичасовой рабочий день и запретить труд детей.
Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов.
Творческое наследие М. В. Ломоносова  имеет не только исторический, но и научный и литературный интерес. Его деятельность составила целую эпоху и оказала значительное влияние на историю русской культуры. Ломоносов положил начало разработке в России ряда научных дисциплин. С его именем связано развитие в нашей стране  физических и химических наук, химической технологии и приборостроения, техники горного дела и стекольного произ­водства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и учения о русском языке, истории и экономики. С необыкновенной силой и увлечением он охватил все области знания, все отрасли просвещения, открыв новые пути для их развития в нашей стране.
Невозможно переоценить роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы.
Стихи Ломоносова были для его современников откровением в полном смысле этого слова. По ним русские люди впервые узнали, как разно­образно выразителен, как звучен и певуч может быть их язык: «сие толь долго пренебреженное счастие» открыл и подарил народу Ломоносов.
Стихи Ломоносова  и его «Рос­сийская грамматика» были теми двумя рычагами, которыми он, по выражению А. А. Бестужева-Марлинского, «целым веком двинул  вперед словесность нашу». 
В.Г.Белинский писал: «Вся жизнь его была прекрасным подвигом, беспрерывною борьбою, беспрерывною победою. Голова ходит кругом от мысли, что сделано в России до Ломоносова и что он должен был сделать и что сделал. …Не прекрасна ли такая жизнь? Не интересен л такой человек? Или, лучше сказать, не должны ли такие люди составлять предмет живейшего любопытства, глубокого благоговения для всех народов вообще и для своего в особенности? Не есть ли Ломоносов одна из самых ярких народных слав?»          

Любил Россию безгранично
И за народ переживал.
Все достижения в науке
Всегда народу посвящал.
Россию на весь мир прославил,
В науку вклад огромный внёс.
И след в истории оставил
России сын великоросс!


4 страница. С именем выдающегося сына России.

Ученик 4: 4(15)апреля 1765 года Ломоносов скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Прошло время, но труды Ломоносова не теряют своего значения и российский народ чтит память великого соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова.
В дни Ломоносовского юбилея с особой значимостью звучат сказанные самим ученым слова: «Я  буду возрастать повсюду славой…» И действительно слава его ныне приобрела планетарный масштаб. Конечно, самая значительная дань памяти великому энциклопедисту воздана в нашей стране. Деревня Денисовка на берегу реки Курополки, где родился и вырос ученый-самородок, носит ныне имя Ломоносова.  Здесь есть школа и фабрика художественной резьбы по кости. названные в его честь, посвященный ему мемориальный музей с обновленной недавно экспозицией. В Архангельске один из районов назван Ломоносовским, его имя носят проспект, драматический театр, педагогический институт, городская библиотека.
Настоящим памятником ученому стал крупнейший в стране университет имени М.В. Ломоносова.  Имя Ломоносова живет в названии расположенного рядом с ним проспекта в Москве. Оно присвоено также Институту тонкой химической технологии, городской и детской библиотекам.
Многое в жизни Ломоносова связано с городом на Неве, где память о нем хранят музей на Университетской набережной, площадь рядом с которой проходит улица Ломоносова. И старейший в стране фарфоровый завод назван в честь ученого. Многим известен город Ломоносов, расположенный недалеко от Ленинграда, ставший настоящим памятником архитектуры с его замечательными дворцами, парками, павильонами.
В Атлантическом океане есть экваториальное «Ломоносовское течение» протяженностью около 5 тысяч километров и шириной 440 километров. Обнаружено оно в 1959 году советской экспедицией на научно-исследовательском корабле «Михаил Ломоносов». Экспедиция  открыла и подводный хребет в Северном Ледовитом океане, простирающийся  от Новосибирских островов через центральную часть океана в Канадский арктический архипелаг и возвышающийся на дне океана в среднем до трех с половиной километров. Ширина «Хребта Ломоносова» в Ледовитом океане – от 60 до 200 километров. Есть у корабля  «Михаил Ломоносов» его собрат – речной пассажирский четырехпалубный теплоход.
На северо-западном побережье Новой Земли возвышается еще один горный хребет Ломоносова. А на острове Западный Шпицберген есть возвышенность Ломоносова.
Имя русского ученого как минеролога живет в названии минерала из класса силикатов, впервые найденного в нашей стране и названного ломоносовитом. Примечательно, что институт кристаллографии, минералогии и геохимии в Москве также носит имя М.В.Ломоносова.
Широка география Ломоносовских названий. На карте страны можно найти поселки Ломоносов на побережье Карского моря в Красноярском крае, в Западнодвинском районе  и на берегу реки Ишим, где Ломоносов никогда не бывал, но где одинаково бережно хранят память о великом ученом. Она живет в названиях улиц не только на его родной земле, но и в других городах Росси. В Тобольске есть педагогический институт имени М.В.Ломоносова.
Даже на карте звездного неба можно встретить упоминание о русском ученом. Потомки в его честь назвали один из кратеров на Луне.
Учрежден орден имени Ломоносова. Им награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

5 страница. Викторина.
Библиотекарь:  проводит обзор книг представленных на выставке, а затем викторину:
Победителем викторины окажется тот ученик, кто сможет больше всех ответить на вопросы (за правильный ответ учащиеся получают жетоны) Победителю  по результатам викторины вручается грамота).
1. Как бы  звучала присказка «Не хочу учиться, а хочу жениться» из уст Ломоносова? (Не хочу жениться, а хочу учиться»)
2. В каком первом учебном заведении учился Ломоносов? (Греко – латинская академия)
3. "Имея 1 алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание больше, как на 1 денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и др. нужды". О каком периоде жизни пишет Ломоносов?.(1731 год, Славяно-греко-латинская академия).
4. Продолжите Ломоносова: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без …… " (грамматики).
5. Что означало во времена Ломоносова слово "ревность" (усердие).
6. О чем говорится в произведении Ломоносова "Утренние размышления о Божьем Величестве":
"Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся
Борющись множество веков.
Там камни, как вода кипят
Горящи там дожди шумят". (О Солнце)

7. О чем идет речь в стихотворении Ломоносова:
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в Тверь разит?
Как молния без грозных туч,
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб замерцалый пар
Среди зимы рождал пожар? (Северное сияние)
8. Какое искусство, известное в Древней Руси возродил Ломоносов? (Мозаику)
9. Продолжите фразу: Истинный химик должен быть  теоретиком и … (практиком).
10. Что делали крестьяне, когда орали? Варианты ответов – кричали, пахали, пели.
11. Что необходимо, чтобы стать толмачом: хорошо рисовать, быстро бегать, знать иностранные языки?
12. Простоволосый человек – это человек… без кудрей, без волос, без шапки.
13. Сколько ног у желны? Варианты ответов: 2, 4, 6. (Желна – это дятел)
14. Покажите длань. (Длань – это ладонь)

Подводятся итоги викторины, победителю вручается грамота.






Использованная литература

1.    М.В. Ломоносов. Стихотоврения. М.: «Советская литература», 1981.
2.    М.В. Ломоносов. Избранное. М.: Детская литература, 1970.
3.    Э.П. Карпеев Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Просвещение, 1987.
4.    А.А. Морозов. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765.  М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1955.
5.    М.Муратов. Юность Ломоносова. М.: Детгиз, 1955.
6.    А.А. Морозов. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1965.
7.    Н. Равич. Повесть о великом поморе. М.: Детская литература, 1969.
8.    А. Марков. Михайло Ломоносов. М.: Просвещение, 1985.
9.    В.И. Астафуров. М.В. Ломоносов. М.: Просвещение, 1985.
10.    М. Сизова. Михайло Ломоносов. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1954.
11.    Иллюстрации:
http://www.msunews.ru/news/2437/
http://www.epochtimes.ru/content/view/4691/6/
http://af1461.livejournal.com/170040.html
http://test.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/563/
http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/LomonosovNaz/index1.html
http://www.gallery.permonline.ru/exhibitions/archive/3/d2.htm
http://www.cultnord.ru/?act=showItem&id_item=326
http://getmedia.msu.ru/newspaper/newspaper/4024/all/data.htm
http://dem-media.com/Virt_Tours/VRT_Politekh/pansKD2_SiteOut_en.html
http://gazetazm.ru/?attachment_id=5871


Просмотров: 1731 | Добавил: ElenaIljasova24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Включить версию для слабовидящих Живу на Дону Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области Живу на Дону Самбекские высоты Дон молодой
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

создатель сайта Ильясова Елена Валерьевна © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz