Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Психолого-педагогическое здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса МБОУ СОШ № 24 Цель психологического сопровождения - создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребёнка. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности становится развитие ребенка как система его отношений с миром, с окружающими, с самим собой. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает следующие идеи: 1. Систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения. 2. Создание социально-психологических условий для развития деятельности учащихся и их успешного обучения. 3. Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в психологическом развитии, обучении, поведении («группа риска»). Задачи психологического сопровождения: 1.Проводить профилактику возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды). 2. Оказать содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями). 3. Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов. Направления психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе: • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды. • Консультативная работа. • Психодиагностика образовательного процесса. • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». • Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса. Содержание направлений работы психолога: 1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды: ● Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся. ● Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся. ● Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях. ● Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий. 2. Психодиагностика образовательного процесса: ● Диагностический минимум. ● Углубленная психодиагностика: ● исследование особенностей познавательной деятельности; ● дифференциация нормы и патологии умственного развития; ● изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений. 3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9, 11-х классов: ● Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы. ● Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования. 4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». 5. Консультативная работа: ● педагоги; ● родители; ●учащиеся. 6. Просвещение: ● Просветительская и профилактическая работа с учащимися. ● Организация групповых занятий с учащимися. ● Профилактика профессионального выгорания педагогов. ● Просветительская и профилактическая работа с родителями. Формы работы с учащимися: 1. Психодиагностика (психологическое тестирование, анкетирование). 2. Психокоррекция. 3. Диагностика психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению. 4. Диагностика психологической готовности учащихся 3-4-х классов к переходу в среднее звено. 5. Профориентационная работа. 6. Разрешение конфликтных ситуаций. 7. Индивидуальное и групповое консультирование. 8. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-11классов. Гармоническое развитие личности ребёнка складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой. В работе психологу необходимо учитывать влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в школе, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям: • Диагностическое; • Коррекционное; • Лекционно-просветительское. Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, учителями, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию психических функций (память, внимание, мышление, произвольность), коррекции эмоциональных состояний, нежелательного поведения. Лекционно-просветительское направление – это участие в микропедсоветах, родительских собраниях, индивидуальные беседы с учителями, родителями. Формы работы с педагогами: 1. Участие в проведении постоянно действующих семинаров, педагогических советов, методических советов, совещаний, ТОПа «Здоровьесберегающая школа», методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей. 2. Консультирование. 3. Анкетирование-тестирование. Формы работы с родителями: 1. Консультирование по вопросам семейного воспитания и конфликтным ситуациям. 2. Лекции для родителей по вопросам психологии. 3. Пропаганда психологических знаний. Осуществляя основные формы работы с учителями и родителями, психолог предлагает в помощь учителю и родителю «психологические памятки». Деятельность психолога в нашей школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями. Наша работа основана на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Мы все хорошо знаем, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз, разгрузки позвоночника, упорядочение дыхания. В нашей школе мы практикуем физкультурные минутки. Системное использование физкультурных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После таких физкультминуток повышается работоспособность и активность ребят на учебных занятиях. Оздоровительные физкультминутки, «оживлялки» в виде простых интегративных дыхательных, массажных и физических упражнений - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий на уроке для мобилизации биоэнергетического потенциала человека, снятия напряжения, усталости в процессе умственных занятий. Для осуществления здоровьесберегающей работы в школе учителя начальной и средней ступени обучения используют предложение профессора В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены позы «сидя» на «стоя», т.е. в режиме динамической позы. Учитель планирует «подъём» детей в то время, когда они слушают объяснения учителя либо ответы товарищей. Режим чередования рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональное состояние и работоспособность учащихся. Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заключается в оказании помощи при создании позитивного эмоционального настроя школьников, что влияет на качество обучения; снизить страхи; реализовать специальные программы, помогающие школьникам и родителям снизить «стрессовость» в определенных ситуациях. Психолог осуществляет профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через: • медицинскую диагностику; • социальную диагностику; • изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений; • психолого-педагогическую диагностику. На основании анализа банка данных по всем видам диагностик составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с учащимися, планы консультаций учителей и родителей по разрешению тех или иных проблем. |
Включить версию для слабовидящих
Календарь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||