Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 29.03.2024, 02:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МБОУ "СОШ№24" город Новошахтинск Ростовская область

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школа – территория здоровья

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО НАШЕЙ ШКОЛЫ -

ЭТО ТЕРРИТОРИЯ КОМПЛЕКСНОЙ,

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАБОТЫ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ,

А ТАКЖЕ ГРАМОТНОЙ ЗАБОТЫ

КАЖДОГО УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ

О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ

И БЛАГОПОЛУЧИИ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ


  здоровью дает такое определение:

здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.


Программа
Здоровьесбережения
   Участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 24г. Новошахтинска, Ростовской области.

Срок реализации 2  года

Паспорт программы
 
Заказчик   
Педагогический коллектив    

 
Разработчики     Администрация МБО СОШ №24г. 

     
Сроки реализации    2012-2013 г.г.   

  
Цель    Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе   

  
Задачи    -Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья
-Осуществлять диагностическую систему мониторинга состояния здоровья обучающихся
-Разрабатывать и внедрять системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
-Укреплять материально-техническую базу школы, привести условия обучения в полное соответствие с санитарно- гигиеническими нормами      

Источник финансирования   
Основные источники финансирования: бюджет, спонсорская помощь, добровольные пожертвования.      

Ожидаемые результаты    -формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
-введение оптимального режима труда и отдыха детей и педагогов школы.
-повышение уровня физического, а отсюда –психического и социального здоровья детей.
-снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями
-снижение количества психоэмоциональных ситуаций
-повышение уровня физической подготовки школьников
-повышение уровня качества успеваемости
-повышение мотивации к учебной деятельности
-повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения    

 
Основные принципы    -демократичность(свобода выбора учащимися внеучебных занятий, планирование работы совместно с родителями, с учащимися, с педагогами);
-равенство (нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач);
-участие(вовлечение всех участников программы во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий);
-целостность(программа направлена на укрепление физического, умственного и социального здоровья);
-системность(физическое развитие происходит не хаотично ,а по определенной системе).  

 
Нормативно-правовая и документальная основа.
-Конституция РФ.
-Конвенция ООН о правах ребенка.
-Закон РФ «Об образовании».
-ФГОС начального общего образования второго поколения.
-СанПин.
-Устав.
-Положения, локальные акты.

Пояснительная записка.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми  школьного возраста.

Участники реализации программы:
• Учащиеся
• Учителя предметники
• Классные руководители
• Директор школы
• Школьная медсестра
• Врачи  городской  больницы
• Родители

Средства достижения:
1. Анкетирование, диагностика, выявление склонностей к вредным привычкам учащихся.
2. Составление классными руководителями воспитательных планов с указанием тем здорового
образа жизни.
3. Программа учебных предметов формирующих здоровый образ жизни (ОБЖ, физкультура,
экология, «Окружающий мир».
4.  Школьные спортивно- массовые мероприятия.
5.  Школьный  оздоровительный   лагерь .

Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, возникает необходимость увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи предлагается ввести следующие спортивно-оздоровительные мероприятия :








1.Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучивать комплекс утренней гимнастики. Он должен проводится с музыкальным оформлением, что будет способствовать созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
2.Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогут динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводятся прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдохнут не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
3. Дни здоровья. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Главная цель этих уроков всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности  школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
4 Мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». (1- 11 классы.)


Тематическое планирование уроков проектной деятельности на 2012-2013г.
 

    «Мы дружим с физ­культурой и спортом».
«Сохранение зрения»
«Режим дня и здоровья»
«Уход за зубами»
« Вредные привычки»
«Предотвращение нарушения осанки»
«Сад на подоконнике. Красота или польза?»      

        
Работа над проектами строится таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрать пословицы о здоровье; после этого каждый выбирает подходящие по теме пословицы. Сбор информации должен фиксироваться учениками в черновом варианте на рабочем листе.

В течение года дети работают над проблемой сохранения здоровья и готовят папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», « Вредные привычки» и т. д., оформляют стенды на соответствующие темы. Уроки проводить с использованием компьютера, что повысит интерес детей к этим урокам. В конце полугодия-года подготовить презентацию проектов на слайдах.

Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Несомненно лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного снимания  школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультурных пауз. Из всех нагрузок с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

На уроках в начальной школе использовать веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются выразительным хоровым произношений четверостиший.

Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

Разработать специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения , для осанки.
Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальных классах, систематически проводить игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Механизмы реализации программы:
§    Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников.
§    Изменения в структуре уроков, позволяющие включить в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз.
§    Создание  мониторинга здоровья, (использование аппарата долечебной диагностики АРМИС.)
§    Витаминизация
§    Изготовление тренажеров (для глаз)
§    планомерная организация сбалансированного питания учащихся
§    гигиеническое формирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
§    четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния школы;
Этапы реализации программы.
Данная программа будет реализована через следующие  этапов рассчитанных на 2 года.


  


   Форма представления результатов.
-Аналитическая справка
-Мониторинг успеваемости
-Мониторинг заболеваемости
-Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексо-целевой программы.(сколько и кто использует технологии)
-Оформление материалов по технологиям организации школьной здоровьесберегающей среды.
-Оформление материалов различных мероприятий по здоровьесбережению.
Модель личности ученика.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения
знание основ личной гигиены,
выполнение правил гигиены;
владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.


Модель выпускника второй ступени обучения
знание основ строения и функционирования организма человека;
 знание изменений в организме человека в пубертатный период;
 умение оценивать свое физическое и психическое состояние;
 знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;
 поддержание физической формы;
 телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы,
выносливости, ловкости;
 гигиена умственного труда.

Модель выпускника третьей ступени обучения
стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной
пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
 знание различных оздоровительных систем;
 умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
 способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;
 гигиена умственного труда.

Ожидаемые конечные результаты программы:
·    повышение функциональных возможностей организма
учащихся, развитие физического потенциала школьников;
·    рост уровня физического развития и физической подговлен-
ности школьников.
·    повышение приоритета здорового образа жизни;
·    повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому об
разу жизни;
·    повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
·    повышение профессиональной компетенции и заинтересованности
педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

Календарный план реализации программы здоровьесбережения
на 2012-2013 учебный год


Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классам.
Налаживание работы кружков и секций, организация квнеурочной деятельности.
Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
Организация питания учащихся.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
«Уроки чистоты».
Проведение  «Дня Здоровья».
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Старты здоровья.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Организация работы спецгруппы.

Октябрь
Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка классов к зиме.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в  спартакиаде.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Подвижные игры на переменах (ежедневно).

Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Экскурсии.
Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.

Декабрь
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.
Первенство школы по баскетболу.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Январь
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
«Весёлые старты».
Физкультминутки и динамические паузы.

Февраль
Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
День защитника Отечества.
Соревнования по шашкам.
Физкультминутки и динамические паузы.

Март
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Апрель
Всемирный день здоровья.
Операция «Милосердие», операция «Память».
Благоустройство школьной территории.
Первенство школы по кроссу.
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.

Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний
период.
Мероприятия, посвященные 65-летию Победы в ВОВ.
«Весёлые старты».
Проведение экскурсий на природу.
Презентация уроков чистоты.

Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану летних каникул.





Включить версию для слабовидящих Живу на Дону Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области Живу на Дону Самбекские высоты Дон молодой
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

создатель сайта Ильясова Елена Валерьевна © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz