Курить
или не курить? Конечно , каждый школьник
отвечает , что курить вредно. Но запретный
плод все время тянет к себе ,и
возрастная планка
курильщиков опустилась уже до начальной
школы.
Нина Анатольевна
Ананий учитель начальных классов школы
№24 г.Новошахтинска , предлагает для
профилактики курения провести урок
,на котором тактично, шаг за шагом
,объяснить ребятам о вреде самого
курения ,так и пассивного курения ,в
котором
вовлекает окружающих человек с сигаретой
.
Тема:
«Табак. Пассивное курение.»
Цели:
Закреплять
знание о вреде табакокурения и «пассивного
курения» ;
формировать привычку избегать табачного
дыма ;познакомить со знаками «Не курить»
и «Место для курения»
Оборудование:
Набор упаковочных коробочек и пачек
для практического задания ; плакаты о
вреде курения ; цветные карандаши ,
ватман , гуашь , акварель , кисти ; знаки
, мозаика ; видеомагнитофон , телевизор
, видеозапись мультфильма «Ну, погоди!»(5-й
выпуск);серия плакатов «Курить -здоровье
губить»
Ход
урока
I.Организационный
момент
II.
Сообщение темы урока
На демонстрационном
столе у учителя лежит большой прозрачный
пакет , в котором много красивых ярких
коробочек и пачек из-под туалетного
мыла, духов, косметических кремов и
сигарет
Учитель
.Найдите признак ,по которому можно все
эти красивые коробочки разделить на
две группы.
Ученики
пробуют разделить коробочки на две
группы по разным признакам :цвету
,размеру. Кто- то ,возможно ,догадается
разделить по существенному признаку
:приносят пользу или приносят вред
.Учитель останавливается на последнем
случае.
-почему
вы именно так сгруппировали?
Дети:
Кремы ,мыло ,духи помогают человеку
ухаживать за кожей и приносят пользу
,а сигареты приносят вред человеку.
У: Откуда вы
знаете о вреде курения?
Д:
Так говорят родители
-Узнали из
передач по радио и телевидению.
У:Сегодня мы
с вами поговорим подробнее о том ,что
происходит с человеком ,если он курит
сам, и что происходит с теми некурящими
людьми ,которые его окружают во время
курения и вдыхают дым от его сигареты.
III
Работа над темой урока
Дети смотрят пролог
из мультфильма «Ну ,погоди!»(5-й выпуск)
У : Почему Волку стало
плохо?
Д: Он начал курить
сразу несколько сигарет.
У: Для чего Волк начал
курить сразу несколько сигарет?
У: Зачем это было
нужно Волку?
Д: Чтобы выгнать из
будки Зайчика.
У: Что же случилось
с Волком дальше?
Д: Волк покраснел, у
него закружилась голова, он закашлялся
,упал и сильно стукнулся.
У: Понятно ,что Волк
отравился, ведь он выкурил столько
сигарет сразу !Но почему же закашлялся
Зайчик ,ведь он совсем не курил
Д : Потому что табачный
дым неприятен .Он обдирает горло.-
Табачный дым вреден всем!
У: Ребята ,в горящей
сигарете в процессе сгорания табака
образуется огромное количество вредных
,опасных для жизни человека вещества
.Куда попадает дым при вдохе?
Д: В легкие
У: Как вы думаете,
такой дым полезен человеку
Д :Нет ,он загрязняет
легкие.
-Он мешает чистому
воздуху поступать в легкие.
Учитель прикрепляет
на доску плакат»Легкие курящего
человека»из серии «Курить – здоровью
вредить»
У:
Рассмотрите первый
плакат. Как изменились легкие у курящего
человека?
Д: Они почернели
У: Как вы
считаете, влияет ли сигаретный дым на
работу сердца?
Д:
Дым вредит сердцу.
Сердце начинает сокращаться чаще
,изменяются сосуды ,по которым кровь
поступает в сердце. Сердце начинает
болеть.
У: что случилось
с сердцем?
Д: Оно изменилось
и по размеру ,и по внешнему виду.
У: А вы можете
описать ,как влияет курение на внешность
человека?
Д: Человек худеет
цвет лица у него становится некрасивым
,волосы- тусклыми.
У:Как изменяется кожа
у курящего человека?
Д:Кожа становится
тонкой и сухой.
-Она становится
морщинистой.
-Цвет кожи у него
желтоватый, нездоровый.
У:Что происходит с
волосами?
Д:Волосы не блестят
– они становятся тусклыми ,безжизненными
,ломкими.
У:Как выглядят глаза
курильщика?
Д:Под глазами – темные
круги.
-Глаза воспаленные
,покрасневшие.
У:Что происходит с
зубами?
Д:Зубы желтеют
,начинают портиться ,изо рта у курящих
всегда идет неприятный запах ,даже
жвачка и зубная паста не помогает.
У:Как пахнет одежда
курящих?
Д:Запах неприятный.
-Пахнет кислым табачным
дымом
У:Что же делает
табакокурение с человеком.
Д:Оно его отравляет
и делает больным.
У:Это действительно
так: человек заболевает .Организм
человека достаточно быстро привыкает
к табаку, попадает в зависимость от
него. Курящему требуется выкурить
ежедневно все больше
сигарет, и вскоре он уже совсем не может
обойтись без табака .Это болезнь.
Ребята ,кому из вас
приходилось быть в одной комнате с
курящим? Расскажите ,что вы ощущали.
Выслушивается
наблюдение двух-трех детей.
_ почему вы чувствовали
себя плохо?
Д:Потому что табачный
дым от сигареты распространяется по
всей комнате.
У:Вспомните Зайчика
из мультфильма «Ну , погоди!»,Он тоже
сам не курил ,а только вдыхал табачный
дым в будке .Что же стало с Зайчиком?
Д:Зайчик закашлялся
,ему тоже стало плохо.
У:Действительно,табачный
дым вреден не только для самих курящих
,но и для тех ,кто находится рядом. Все,
кто окружает курящего ,называется
пассивными курильщиками . И хотя сами
они не курят ,но также вдыхают табачный
дым и наносят вред своему здоровью.
Именно потому ,что
от табачного дыма страдают не только
сами курящие ,но и те ,кто их окружает
,в закрытых помещениях ,где бывает много
народ у ,вывешивают знак «Не курить!»
Учитель на доске
вывешивает плакат с изображением знака.
-На какой знак он
похож?
Д:На запрещающий
дорожный знак.
У:В каких местах вы
встречали такой знак?
Д:В метро ,самолете,
кинотеатре, поликлинике…..
У:Во многих общественных
местах отведены специальные места для
курения. Так защищают от табачного дыма
некурящих . Эти места тоже обозначены
специальным знаком .Как он выглядит
,вы узнаете ,собрав мозаику .Для этого
надо вспомнить материал предыдущего
урока.
Учитель прикрепляет
к доске шесть карточек мозаики обратной
стороной .Получив от детей правильный
ответ на вопрос, учитель переворачивает
соответствующую карточку ,и постепенно
открывается знак «Место для курения»
Родина табака:
-Португалия
-Южная
Америка
-Испания
(Южная Америка)
2.Табак-
трава или кустарник
(трава)
3.Кто
впервые ввез табак в Европу и вырастил
на европейской почве?
( Французский дипломат
Португалии
Жан Нико )
4.Что такое
никотин?
(Яд)
5.Где он
содержится? Почему это вещество так
назвали?
(В
табаке обнаружено сильнодействующее
вещество которое назвали в честь
открывателя Ж.Нико)
6.Как
выводится никотин из организма?
(Никак)
У:Перед вами знак»Место
для курения».На какой знак он похож?
Д:На предупреждающий
дорожный знак.
У:Ребята,посмотрите,как
ещё может выглядеть этот знак
Учитель вывешивает
на доске плакаты
-К какой группе знаков
они относятся ?
Д:Предписывающие,информационно-указательные.
У:Действительно,они
несут информацию о местах для курения.
Такой знак можно встретить в кафе ,
театрах, институтах.
Если вы увидите такой
знак ,как вы должны поступить?
Д:Отойти в сторону
,чтобы не вдыхать табачный дым.
У:А как можно назвать
такой знак?
Д: «Место для курения».
-«Здесь курят ,отойди
в сторону»
У:Расскажите,у кого
родители курят?
Выслушивают ответы
двух-трех ребят
-Где они курят ? Где
в это время бываете вы?
Выслушиваются ответы
детей.
-Расскажите дома
родителям о вреде табачного дыма для
некурящих .Никогда не сидите в комнате
вместе с курящими.Попытайтесь убедить
родителей не курить в жилых помещениях.
Iv.Физкультминутка
V.Работа
в группах по интересам
Класс делится с учетом
желания детей на две группы: «Рифмоплеты»
и «Художники»
У: «Рифмоплеты»
составят акростих с ключевым словом
«сигарета» и продолжат фразу
На доске:
Знают взрослые,
Знают дети:
Объявлен курильщикам
бой на планете…
-А также составят
буриме на рифму.
На доске:
….//берегите
….//не курите
-«Художники» придумают
и нарисуют плакат , подготовят его
защиту, желательно в стихотворной
форме.
Ребята , во всех своих
творениях проследите тему урока.
Дети
работают в группах(10 минут),затем задания
проверяются
-Что получилось у
группы «Рифмоплеты»?
Дети
зачитывают тексты,которые у них
получились
АКРОСТИХ
Сегодня
Ирина Олеговна
Говорила о вреде
курения,
А потом поделила на
группы нас,
Рисовать,рифмовать
сосадила нас,
А гостей оставила
скучать….
ПРОДОЛЖИТЬ
ФРАЗУ
Знают взрослые ,знают
дети:
Объявлен курильщикам
бой на планете…..
Но курят и взрослые,курят
и дети….
Не жаль им здоровья
и легких планеты.
БУРИМЕ
Здоровье //берегите
Не пейте,//не курите.
У:А теперь посмотрим
,какие плакаты нарисовали «Художники»
БЕЗ
СИГАРЕТ-В ХХI
ВЕК!
СИГАРЕТА
ПРОХУДИЛАСЬ
В БЕЛЫЙ САВАН
НАРЯДИЛАСЬ….
ПРОЕЗЖАЙ
МИМО:
«ЗДЕСЬ
КУРЯТ»
Скоро
нужно будет и человека вносить в Красную
книгу.
VI.Итог
урока
У:Что вы узнали о
табачном дыме?
Д:Он вреден для всех
У:Нужно ли пробовать
курить?
Д:Нет ,табачный дым
вреден и для курящих и для окружающих
У:Что нужно сделать
,если рядом кто-то курит?
Д:Отойти в сторону
У: Послушайте одну
притчу.
В
далеком прошлом ,когда табак только
что был завезен в Армению из дальних
стран ,у подножия Арарата жил один
старец, добрый и мудрый. Он сразу
невзлюбил это одурманивающее растение
и убеждал людей не использовать его
.Однажды старец увидел ,что вокруг
чужеземных купцов ,разложивших свой
товар ,собралась огромная толпа .Купцы
кричали:
«Божественный
лист, божественный лист» !В нем средство
от всех болезней!»
Подошел
мудрый старец , сказал:
-
Этот «божественный лист» приносит
людям и другую пользу : к курящему в
дом не войдет вор ,его не укусит собака
,он никогда не состарится.
Купцы
с радостью ,посмотрели на него.
-Ты
прав ,о мудрый старец !-сказали они. –Но
откуда ты знаешь о таких чудесных
свойствах «божественного листа»?
И
мудрец пояснил:
-Вор
не войдет в дом курящего потому ,что
тот всю ночь будет кашлять ,а вор не
любит входить в дом бодрствующего
человека. Через несколько лет курения
человек ослабеет и будет ходить с палкой
.А какая собака укусит человека, если
он с палкой?!И, наконец , он не состарится
,ибо умрет в молодости….
Отошли
люди от купцов, задумавшись…
Я
предлагаю и вам задуматься о том ,что
состояние вашего здоровья во многом
зависит от вас.
VII.
Домашнее задание
|